С развитием онлайн-банкинга и всевозможных безналичных систем оплаты товаров и услуг, в России резко возросло количество мошенничеств, совершенных в этой сфере. И тенденции таковы, что число таких преступлений будет только расти, поскольку, финансовые расчеты уходят в онлайн и мошенники устремились туда же.

О том, как уберечься от телефонных и прочих виртуальных жуликов, звонящих от имени сотрудников банка, написано уже тысячи статей. Сегодня на «Условке» мы расскажем, что делать, если вас уже обманули и увели деньги в неизвестном направлении и каковы шансы вернуть свои кровные.

Перевел деньги мошенникам – что делать?

Первое, что следует сделать в случае мошенничества – срочно заблокировать банковскую карту и сообщить сотруднику банка о совершении мошеннической операции. В некоторых случаях можно даже успеть «затормозить» транзакцию по переводу денег.





Несмотря на то, что большинство дел о мошенничествах по телефону и в Интернете не раскрываются, наш сайт настоятельно рекомендует обращаться по каждому такому случаю с заявлением в полицию.

Во-первых, шансы на раскрытие дела все-таки есть и вполне возможно, что повезет именно вам.

Во-вторых, наше безразличное отношение к происходящему поощряет мошенников, которым пассивное поведение жертвы крайне выгодно. В том случае, если потерпевший не обратится в полицию, жуликов никто не будет даже пытаться искать 

В-третьих, даже в том случае, если мошенников и ваши деньги не найдут, по результатам расследования оперативная база данных сыщиков пополнится, как минимум, сведениями о новых банковских картах, номерах телефонов и подставных лицах, на которых они оформлены. Отдельно взятому потерпевшему, от этого едва ли станет легче, но вполне возможно, эта информация поможет выйти на след преступников в обозримом будущем.



Можно ли найти мошенников, снявших деньги?

По статистике, в большинстве случаев, телефонные и интернет-мошенничества остаются нераскрытыми. Причина такой печальной статистики банальна – «найти концы» аферистов крайне сложно, а порой и вовсе невозможно.

После того, как жертва уже попалась на удочку мошенников, у полицейских, как правило, остается всего лишь две зацепки, используя которые, можно попробовать выйти на преступников. Это номер телефона, с которого совершен звонок потерпевшему и номер банковской карты или электронного кошелька, на который ушли деньги со счета жертвы.

Но как показывает практика, и то и другое, обычно, оформляется, либо на несуществующих людей, либо на так называемых «дропов», то есть подставных граждан. На роль последних подбираются «клиенты» из самых низов общества: бомжи, алкоголики, наркоманы и т.п. 

Телефонные номера могут быть оформлены на «левые» юридические лица с несуществующими адресами. Кроме того, современные технологии IP-телефонии позволяют совершать звонки с полной анонимностью, маскируясь под настоящий номер телефона банка.

Другим вариантом может быть использование людей «втемную», когда на их паспортные данные оформляются сотни и тысячи электронных кошельков, на которые затем «раскидываются» деньги, похищенные у доверчивых жертв.

Выход следствия на «дропа», как правило, ничего не дает, поскольку, эти люди, обычно, даже сами не знают, что на них оформлены карты и электронные кошельки.

Кроме того, если сумма похищенного была достаточно крупной, то деньги, как правило, моментально растекаются по цепочке подставных счетов и электронных кошельков, каждый из которых также зарегистрирован на «левых» людей. Отследить и вычислить все это «хозяйство» практически нереально.

Увы, но можно констатировать, что в большинстве случаев найти мошенников по номеру банковской карты или телефона крайне затруднительно.

Можно ли вернуть деньги, переведенные на счет мошенников?

Возвратить деньги, которые мошенники сняли или перевели с карты, крайне сложно, а в некоторых ситуациях практически невозможно.

В Интернете встречаются советы писать в случае мошенничества заявление в банк на возврат денег, переведенных, якобы, вследствие ошибочной транзакции. Чаще всего потерпевшие обращаются с просьбой вернуть деньги, которые перевели на счет мошенника через систему «Сбербанк Онлайн».

Однако, если вы сами перевели деньги, либо сообщили мошенникам данные карты и пароль для совершения онлайн-операции, на этот вариант можно не рассчитывать, поскольку, самим клиентом были нарушены правила безопасного пользования картой. В этом случае бесполезным окажется даже обращение в суд.

Также следует знать, что к описываемым в статье ситуациям неприменима процедура возврата денег по так называемому «чарджбэку».

Запомните – никогда и никому не сообщайте конфиденциальные сведения, имеющие отношение к  вашей банковской карте и счету, даже, если вам звонят, якобы от имени «службы безопасности банка»! 

В общем случае, банки отказывают в возврате денег, ссылаясь на то, что потерпевшие добровольно сообщили третьей стороне все данные, необходимые для осуществления операций по карте.